Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО

Частями 2, 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в частности плату, за обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Пунктом 1 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила).

Из п.п. 2, 4 Правил следует, что к коммунальной услуге отнесена, в частности услуга, по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах; исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребителем выступает собственник помещения в многоквартирном доме, потребляющий коммунальные услуги.

Согласно п. 4(1) Правил предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) настоящих Правил.

Исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) настоящих Правил (п. 148(3) Правил).

В соответствии с п. 148(1) Правил предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Пунктом 148(4) Правил определено, что условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:

а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества, кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, за исключением случаев, указанных в подпунктах «г» - «е» пункта 148(11) настоящих Правил;

б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив;

в) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу п. 148(36) Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Кроме того, потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (п. 148(39) Правил).

Вместе с тем, в силу п. 148(44) Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осу-ществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

Положения Правил не предусматривают перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными при фактически постоянном отсутствии (то есть при непроживании по указанному адресу), но ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ определено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Так, согласно п. 90 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

В соответствии с п. 91 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерас-чет размера платы за коммунальные услуги.

В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.

Пунктом 92 Правил установлено, что в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.

При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.

В силу п. 93 Правил в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут, в частности, прилагаться иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

В соответствии с п. 97 Правил результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются:

а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия - в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия - в очередном платежном документе.

Учитывая изложенное, Вам в случае изъявления желания осуществления перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами необходимо каждые шесть месяцев подавать письменное заявление исполнителю данной коммунальной услуги (региональному оператору либо ТСЖ, УК и т.п.) с приложением копий подтверждающих документов.

Старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора                                                                

юрист 2 класса                                                                                          Г.Н. Землянов

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о правилах коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов

В соответствии с п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон 89-ФЗ) договор на оказание услуг по обращению с ТКО между региональным оператором и собственником отходов заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор об оказании услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Согласно п. 1 ст. 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила № 505).

В соответствии с п. 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с пп. «а» п. 5 Правил № 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Пунктом 2 ст. 24.10 Закона № 89-ФЗ установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении определяется на основании нормативов накопления ТКО.

Вместе с этим, согласно п. 8 Правил № 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абз. третьим пп. «а» п. 5 Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Таким образом, законодательством об обращении с ТКО установлены определенные случаи, когда коммерческий учет ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

Данная правовая позиция нашла отражение в решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 по делу № АКПИ20-956, в котором отмечено, что предусмотренный п. 8 Правил № 505 порядок направлен на стимулирование собственников твердых коммунальных отходов осуществлять раздельное накопление твердых коммунальных отходов, образованных на территории субъектов Российской Федерации, организовавших деятельность по раздельному накоплению отходов.

Старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора                                                                

юрист 2 класса                                                                                          Г.Н. Землянов

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о рекультивации земель

Рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

В результате земли приводятся в состояние, которое пригодно для их использования по целевому назначению и в соответствии с их разрешенным использованием.

Такие мероприятия проводятся, в том числе, путем ликвидации последствий загрязнения почвы, восстановления ее плодородного слоя и создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 ЗК РФ, п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 (далее - Правила рекультивации земель)).

Рекультивация проводится в случаях, установленных законодательством, для охраны окружающей среды, если хозяйственная и иная деятельность оказывает (может оказывать) прямое или косвенное негативное воздействие на среду (ст. 34 Закона об охране окружающей среды).

В обязательном порядке нужно рекультивировать земли, указанные, в частности, в п. 6 Правил рекультивации земель:

1) нарушенные земли в случаях, установленных Земельным и Лесным кодексами РФ, а также федеральными законами. Например, рекультивацию нужно провести:

- во всех случаях, когда качество земель ухудшено, в том числе при их загрязнении или нарушении почвенного слоя (п. 5 ст. 13 ЗК РФ);

- при строительстве (реконструкции) зданий, сооружений и других объектов. Объекты капитального строительства можно ввести в эксплуатацию, только если проведены все предусмотренные проектной документацией мероприятия по охране окружающей среды, в том числе рекультивация земель в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 38 Закона об охране окружающей среды).

Однако, нужно учитывать, что она может не проводиться, если объект капстроительства возводится на месте снесенного. Рекультивация будет обязательной только в том случае, когда это предусмотрено проектной документацией (п. 11 Правил рекультивации земель);

2) нарушенные земли сельхозназначения;

3) земли, которые подвергались загрязнению химическими и иными веществами, микроорганизмами, если их содержание не соответствует нормативам качества окружающей среды и законодательству об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 По общему правилу вы должны провести рекультивацию, если ваша деятельность привела к деградации земель (п. 5 ст. 13 ЗК РФ).

Отметим, что, если вы утратили право на земельный участок, который нужно рекультивировать, это не освобождает вас от проведения работ по рекультивации (п. 35 Правил рекультивации земель).

 Вы должны разработать проект рекультивации (кроме случаев, когда он разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта) и приступить к соответствующим работам в срок:

1) который установлен (п. 26 Правил рекультивации земель):

- решением или договором, на основании которых вы используете земли или земельный участок;

- проектной документацией на строительство (реконструкцию) объекта;

2) в течение семи месяцев, если:

- в указанных документах срок или сама рекультивация не предусмотрены;

- деградацию земли (земельных участков) повлекли действия лиц, которые не являются ее правообладателями (не используют ее на законных основаниях);

- ухудшение земли произошло из-за природных явлений.

Семимесячный срок исчисляется со дня окончания вами деятельности, которая повлекла деградацию земель и (или) снижение плодородия земель сельхозназначения, совершения действия, которое повлекло деградацию, либо выявления ухудшения земель, а также со дня получения вами предписания надзорных органов о необходимости проведения рекультивации (п. 26 Правил рекультивации земель).

После проведения всех работ составьте акт о рекультивации земель и подпишите его. В нем нужно указать сведения о проведенных работах и данные о состоянии земель, на которых проведена рекультивация, в том числе данные о физических, химических и биологических показателях почвы (п. 30 Правил рекультивации земель).

За невыполнение рекультивации земель (ее выполнение не вовремя) предусмотрена административная ответственность согласно ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ.

Старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора  

юрист 2 класса                                                                                            Н.В. Бакаева

По иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора суд обязал администрацию Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района устранить нарушения законов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания выявлены нарушения законов, допущенные администрацией Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района при эксплуатации гидротехнического сооружения – плотины на водотоке поверхностного водного объекта р. Быстрой.

С целью устранения нарушений закона главе администрации Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района природоохранной прокуратурой внесено представление, вместе с тем, органом местного самоуправления исчерпывающий комплекс мер не принят, нарушения не устранены.

В связи с этим, природоохранной прокуратурой направлено исковое заявление в Морозовский районный суд, решением которого исковые требования природоохранного прокурора удовлетворены.

Решение суда вступило в законную силу.

Помощник Ростовского межрайонного

природоохранного прокурора                                                                 А.П. Ярошенко